Насколько куркума полезна для здоровья?

Куркума – растение, корень которого внешне очень похож на корень имбиря.

«Куркуме приписывают поразительные полезные свойства. Но если в подобных утверждениях хоть какая-то доля истины?», – таким вопросом задался Майкл Мосли.

Куркума ­– растение, корень которого внешне очень похож на корень имбиря. В перемолотом виде корневище превращается в порошок характерного желто-оранжевого цвета, пользующийся огромной популярностью в южно-азиатской кухне в качестве специи. До недавнего времени в Англии едва ли не единственным блюдом, в список ингредиентов которого входит куркума, была курица тикка масала – одно из самых любимых лакомств британцев.

Сегодня куркума получила широкое распространение. Во многом этому способствовали заверения о том, что ее потребление облегчает течение большого количества заболеваний, начиная с аллергии и заканчивая депрессией. Эту специю добавляют не только в еду, но и в напитки: такие как чай и кофе. Латте с куркумой не желаете?

Как правило, я очень скептически отношусь к подобного рода заявлениям, однако, в случае с куркумой мне показалось, что для таких утверждений есть разумные основания. Ведь в ней присутствует не менее 200 различных соединений, среди которых есть и то, которое интересует учёных в наибольшей степени. Именно оно придает пряности столь красивый цвет. Это соединение называется куркумин.

Куркумину посвящены тысячи лабораторных исследований, и результаты многих из них весьма обнадеживают. Правда, проводились они преимущественно на мышах, а вещество использовалось в крайне высоких дозах. Но имели место и эксперименты на людях.

Наше исследование

Итак, мы задались целью не принимать ничего на веру и проверить все самостоятельно.

Для этого были собраны ведущие исследователи со всех уголков страны, при помощи которых удалось отыскать 100 добровольцев, готовых принять участие в необычном эксперименте.

Мы разделили испытуемых на 3 группы. Первая ежедневно съедала чайную ложку куркумы в сочетании с другими продуктами на протяжении 6-ти недель. Вторая группа должна была принимать добавки, содержащие ту же дозу вещества, а третьей группе выдавалось плацебо.

Добровольцы из первой группы проявили изобретательность и стали добавлять куркуму в теплое молоко и даже йогурт. Не все были в восторге от вкуса и описывали его разными словами от «ужасный» до «очень крепкий и стойкий».

Но какой эффект потребление куркумы оказывало на их организм? На этот вопрос мы попытались ответить с помощью нового теста, разработанного профессором Мартином Видшвендтером и его командой из Университетского колледжа Лондона.

Профессор Видшвендтер не занимается исследованиями куркумина, однако, его очень волнуют вопросы развития рака. Он с коллегами провел сравнительный анализ образцов тканей, взятых у здоровых женщин и у больных раком молочной железы. Ученые обнаружили определенное изменение в клетках ДНК, которое возникает перед тем, как они становятся раковыми. Это изменение называется метилирование ДНК и способно влиять на активность генов как в сторону ее повышения, так и понижения.

Самое интересное заключается в том, что если это изменение вовремя обнаружить, то есть шанс остановить его прежде, чем клетка превратится в раковую. В частности, процесс метилирования ДНК может дать ответ на вопрос, почему риск заболеть раком снижается, если человек бросает курить. Возможно, в данном случае метилирование, спровоцированное табачным дымом, останавливается.

В связи с этим мы попросили профессора Видшвендтера провести тестирование образцов крови наших добровольцев в начале и конце эксперимента, чтобы выявить какие-либо изменения в степени риска развития рака и других заболеваний, таких как аллергия. Ничего подобного до нас никто не делал.

Куркума

• Многолетнее травянистое растение родом из Южной Азии;
  • Перемолотый корень растения применяется в качестве пряности;
  • В Индии куркума помимо кухни используется в медицине, а также в качестве красителя.

К счастью, профессор загорелся энтузиазмом.

«Мы были очень рады принять участие в эксперименте, – сказал Видшвендтер. – Поскольку он открывает совершенно новые возможности, которые помогут разобраться в том, каким образом можно предотвратить развитие некоторых заболеваний, особенно рака».

Так каковы же результаты исследования?

Когда я задал профессору этот вопрос, он раскрыл ноутбук и начал не торопясь рассказывать.

«Мы не наблюдали каких-либо изменений в группе, принимавшей плацебо. Что, собственно, неудивительно. Однако они не произошли и у тех, кто принимал добавки», – сказал он.

Мне это показалось неожиданным и немного досадным.

«Но в той группе, которая употребляла корень куркумы с пищей, мы обнаружили существенные перемены. Честно говоря, они были потрясающими. В одном из генов произошли значительные изменения. Этот тот самый ген, который связан с четырьмя заболеваниями: депрессией, астмой, экземой и раком. Поразительный факт», – рассказал профессор.

Действительно, невероятное открытие. Но почему изменения наблюдались только в группе, принимавшей куркуму вместе с пищей?

Доктор Кирстен Брандт, старший преподаватель Университета Ньюкасла и один из организаторов эксперимента, полагает, что, это может быть связано с механизмом усвоения.

«Возможно, добавление жиров и нагревание улучшают растворимость веществ. То есть организму их проще усваивать. Безусловно, это дает нам почву для дальнейших исследований, целью которых является понимание природы этого явления», – сказала она.

Брандт также рассказала, что участники эксперимента употребляли куркуму с разными продуктами, а значит: все дело в самой приправе, а не в тех блюдах, куда она добавляется.

Необходимо провести гораздо больше исследований, чтобы подтвердить полученные результаты. Буду ли я чаще использовать эту специю в свете того, что мы обнаружили? Пожалуй, да. К счастью, мне нравится ее вкус. Я уже начал экспериментировать и добавляю щепотку куркумы, а также чилийского перца в свой омлет.