Молекула cGAS - ДНК-датчик, влияющий на эффекивность иммунотерапии рака

Ученые разработали новые стратегии повышения эффективности иммунотерапии при опухолевых поражениях.

Исследователи Юго-западного медицинского центра UT пришли к выводу, что опухоли, выявленные в процессе проведения курса иммунотерапии, высвобождают свою митохондриальную ДНК в соседние иммунные клетки, тем самым сигнализируя о проблеме. Этот химический сигнал, в основе которого находится молекула cGAS, является важным датчиком иммунной системы, указывающим на расположение ДНК в цитозоле – месте, где молекула не должна существовать.

Текущее исследование показывает, что молекула cGAS играет решающую роль в преодолении двух иммунных систем организма: врожденной иммунной системы, которая реагирует сразу же при возникновении угрозы, и адаптивной - которая в этом контексте специфически усиливает противоопухолевый ответ после получения предупреждения от врожденной иммунной системы. Как правило, адаптивная система борется с повторяющимися угрозами со стороны патогенов.

В данном исследовании использовался экспериментальный препарат, нацеленный на белок клеточной поверхности CD47, высоко экспрессируемый в некоторых опухолевых клетках. Интересно, что CD47 обнаружен в каждой клетке организма, более того, многие виды раковых клеток продуцируют гораздо большее количество CD47. Фактически, чем выше уровни CD47, обнаруженные в опухолях, тем хуже прогноз для многих видов рака.

Исследователи обнаружили, что когда раковые клетки подвергаются воздействию экспериментальной анти-CD47-иммунотерапии, происходит перенос ДНК в соседние дендритные клетки, которые представляют антигены для Т-клеток-убийц и считаются мостиком между врожденными и адаптивными иммунными системами. Датчик ДНК cGAS подает сигнал тревоги внутри этих дендритных клеток, вызывая сигнальный каскад, который предупреждает иммунную систему и развязывает Т-клетки.

Понимание этого нового механизма анти-CD47-терапии может дать возможность разработать новые комбинированные стратегии для улучшения нынешней терапии блокады иммунной контрольной точки путем модуляции врожденного восприятия мтДНК.