Ожирение предопределено генами: ankyrin-B вдвое увеличивает жировое депо

Ген ankyrin-B заставляет жировые клетки всасывать глюкозу быстрее, и ожирение становится практически неизбежным.

Причину полноты зачастую описывают простым уравнением: слишком много еды и слишком мало физической нагрузки. Но в последнее время появляется все больше доказательств того, что увеличение веса предопределено самой генетикой.

Ванн Беннет, профессор биохимии из Медицинской школы Университета Дьюка, более тридцати лет назад обнаружил белок ankyrin-B. Он присутствует во всех тканях и действует как якорь — привязывает белки к внутренней части мембраны клетки. Беннетт полагал, что дефекты этого белка вызывают только быстрое старение, аутизм, мышечную дистрофию, диабет и аритмию.

Несколько лет назад его помощница Джейн Хили заметила, что мыши с аритмией, которые вызваны мутациями в ankyrin-B, толще остальных. Проведя исследование, ученые обнаружили, что у этих грызунов большая часть калорий блокируется в жировой ткани, а не используется как источник энергии.

Чтобы понять, как работает ген, исследователи провели множество экспериментов. Все мыши с мутациями в ankyrin-B быстро набирали вес, а их жировое депо удваивалось в размере, несмотря на то, что питались и двигались они как остальные грызуны. Более того, с увеличением возраста увеличивалась скорость набора лишнего веса.

По мнению экспертов, этот ген помогал нашим предкам сохранять энергию во время голода, но сегодня он провоцирует аномальное накопление жира и хронические заболевания. В будущем это важное открытие позволит идентифицировать людей, подверженных риску ожирения. Контроль питания и регулярные тренировки помогут им избежать проблем со здоровьем.