Аргентина - один из крупнейших поставщиков генномодифицированной сои. Это крупный бизнес, однако местные жители боятся, что используемые гербициды негативно скажутся на их здоровье.
Горацио Бригнон живет в деревне Мария Хуана, в степных районах Аргентины, или пампасах. Из его окна открываются вид на соевые поля.
Его 20-летний сын с трехлетнего возраста страдал от астмы, но почувствовал себя лучше, перебравшись в город. Уже 2 года, как он учится в Кордове и не вспоминает о приступах астмы. Однако при возвращении домой, в деревню, кашель возобновляется.
Горацио уверен, что виной всему гербицид, распыляемый на соевых полях.
Его дом находится всего в 50 метрах от посевов. Респираторные заболевания и проблемы с кожей характерны для жителей этого района.
Миссис Бригнон годами страдает от зудящей сыпи на лице, но привыкла считать это проявлением пищевой аллергией.
Растущий бизнес
Производство соевых бобов в Аргентине стремительно набирает обороты. И хотя принято считать, что генномодифицированным культурам требуется менее интенсивная обработка химикатами, рост резистентных сорняков вынуждает фермеров применять гербициды в большем количестве.
Площадь земель, занятых соей, возросла на 45% в период с 1994 по 2010 гг. В то же время количество распыляемых химических средств, согласно данным Пищевой и Сельскохозяйственной Организации ООН, увеличилась с 19376 тонн до 227185 тонн, то есть больше, чем на 1000%.
Как сообщает Ассоциация агрохимической индустрии Аргентины CASAFE, концентрация гербицидов также возросла.
Наиболее популярное вещество, используемое в стране для борьбы с сорняками, - глифосат.
Аргентинская медицинская федерация требует запрета этого гербицида, но его опасность для здоровья остается под вопросом.
Несмотря на прецеденты, Евросоюз признал глифосат безопасным для продления лицензии на использование в Европе на 18 месяцев.
Команда доктора Дамиана Ферценасси из Университета Росарио с 2010 года проводит исследование состояния здоровья 80 тысяч людей в 25 коммунах Аргентины.
Поскольку их работа опирается на данные опроса, а не медицинские показатели, сложно доказать взаимосвязь между применением гербицидов и уровнем заболеваемости среди местного населения.
Недостаточно доказательств
Исследователи выявили, что уровень респираторных заболеваний в этих регионах (40%) значительно превышает средний показатель по стране.
“Странно наблюдать проблемы с органами дыхания в сельской местности, а не в городах, - отмечает доктор Ферценасси - Ведь в деревне воздух чище, и люди ведут более здоровый образ жизни”.
Исследователи так же заметили частоту появления сыпи у детей, особенно после обработки полей.
Уровень заболевания раком также выше, чем средний по стране.
75-90% коммун расположено не далее километра от соевых полей, в зоне выращивания трансгенной культуры, урожайность которой зависит от токсичных агрохимикатов. “Мы не можем исключить этот фактор из списка возможных причин обнаруженных проблем со здоровьем”, -сообщает доктор Ферценасси.
В прошлом году Международное Агенство Исследования Рака при ВТО назвало глифосат потенциальным канцерогеном.
Монсанто, крупнейший производитель глифосата, оспаривает это, утверждая, что ВТО не учло все случаи заболевания и преувеличило риск.
Транснациональная компания ссылается на независимых экспертов, признавших глифосат безопасным при разумном использовании и сообщивших, что текущий уровень выбросов не несет онкогенного риска.
Марк Бэкингэм из Монсанто утверждает: “Глифосат наименее токсичен из всех гербицидов. Его суточная доза распыления приносит не больше вреда, чем уксус, столовая соль, парацетамол или кофеин”.
Марсело Гарсия, представитель Аргентинской Ассоциации Производителей Сои ACSOJA, уверяет, что многие страны, в том числе США, ведут дискуссии о воздействии гербицидов на здоровье человека, но прямых доказательств роли глифосата в развитии рака нет.
Более 30000 жителей аргентинской провинции Санта Фе подписали петицию о запрете распыления гербицидов в радиусе 800 метров от домов и 1000 метров от школ.
Соня Лобос проживает в Мария Хуана вместе с 13-летним сыном, у которого в прошлом году диагностирована лейкемия.
Однажды он сказал матери: “Посмотри, у меня порез, но я не помню, как поранился”. Соня пощупала рану и почувствовала твердую шишку.
Миссис Лобос живет рядом с соевыми полями, и грузовики с гербицидами регулярно проезжают мимо ее дома. “У меня нет доказательств, что химикаты стали причиной болезни сына, но это вполне вероятно”, - говорит она.
Министерство сельского хозяйства Аргентины не дает комментарии, но проправительственный конгрессмен Эдуардо Амадео отвергает любые предположения о взаимосвязи болезни и глифосата.
Он заявляет: “Нет ни одного научно обоснованного подтверждения роли глифосата в развитии какого-либо заболевания, но благодаря таким гербицидам производительность сельского хозяйства в мире утроилась. Без них мир бы голодал”